Подготовила: воспитатель Капцова О.М.
Цель занятия: Развитие умение связано, последовательно пересказывать небольшие рассказы, составление рассказов по сюжетным картинкам.
Задачи занятия:
1. Учить пересказывать литературное произведение;
2. Закрепить знания о временах года;
3. Формировать умение составлять законченный рассказ по сюжетным картинкам.
4. Учить образовывать наречия и употреблять их в речи, следить за четкостью произношения звуков.
5. Развивать творческую активность, умение слушать ответы других детей.
6. Воспитывать любовь к природе.
Материал: Сюжетные картинки по временам года, рассказ К.Д. Ушинского «Четыре желания», сюрпризный момент – герой мультика «Каникулы в Простоквашино» - шарик, ширма, мяч.
Предварительная работа: чтение художественной литературы о временах года, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия:
Воспитатель: Мы с вами ребята, много путешествовали по временам года. Рассматривали иллюстрации, играли в игры. Вы уже знаете, чем отличаются времена года друг от друга.
Сегодня я вам прочитаю рассказ К.Д. Ушинского «Четыре желания» Вы его внимательно послушайте и постарайтесь запомнить. А потом будете отвечать на вопросы.
(читает текст)
Вопросы к детям:
- О чем говорится в этом рассказе?
- Чем Мише понравилась зима?
- Что ему понравилось весной?
- Что ему понравилось летом?
- Какими словами мальчик сказал об осени?
- Почему рассказ называется «Четыре желания?»
Вы хорошо запомнили содержание рассказа?
Дети: Да, а я бы хотел, чтобы всегда было лето. Летом можно ходить на охоту, ловить бабочек.
Шарик: Ой, здравствуйте, ребята! Я вам, наверно помешал.
Дети: Здравствуй, Шарик. Будь нашим гостем.
Шарик: Про что вы тут рассказываете?
Воспитатель: Давайте скажем Шарику, про кого я вам сейчас прочитала?
Дети: Про Митю, которому нравились все времена года: зима, весна, лето, осень.
Шарик: Ребята, расскажите, пожалуйста, как называется рассказ?
Дети пересказывают, то, что запомнили.
Воспитатель: Шарик, а тебе понравился рассказ?
Шарик: Да, очень понравился. Хотите, я тоже перескажу этот рассказ, а потом и Матроскину буду рассказывать.
(Шарик подает воспитателю картинку «зима»)
Наступила зима. Мите понравилось кататься на санках.
Затем наступило лето. Митя кувыркался, как и я на душистом сене. Потом наступила весна. Митя бегал за пестрыми бабочками. Ему очень нравилась весна. И самое хорошее время года – это осень. Мальчик собирал яблоки, груши и был в восторге.
(воспитатель прикрепляет в такой последовательности картинки на доске)
Воспитатель: Ребята, последовательно ли Шарик распределил картинки времен года?
Дети отвечают.
Шарик: Ну вот, я все понял, понял. Глядите, у меня есть мячик. Давайте поиграем «Назови время года»
Физкультминутка: дети встаю в полукруг (играют) После игры садятся по местам.
Воспитатель: Мите нравятся все времена года. А какое время года нравится вам? (ответы детей)
Ребята, у вас на столе лежат карточки с изображением времен года. Нужно составить рассказ, он должен быть законченным и коротким.
Дети рассказывают (4 -5 детей)
Физкультминутка: дети встают около своих стульчиков.
Шарик: 1) Зимой катаются на лыжах (имитируют лыжника)
2) весной – собираю подснежники (наклоняются, срывают цветок, собирают букет)
3) Летом – плавают (имитируют брасс), ныряют – вдох – присесть, выдох – встать.
4) осень – собирают листья м(присесть, встать, руки вверх, в стороны)
Дети садятся за столы
Воспитатель: Каждое время года мальчику казалось лучше, чем предыдущее. Летом было хорошо, а осенью – лучше. Давайте научимся сравнивать.
Весна теплая, а лето (теплее или более теплое)
Осень холодная, а зима (холоднее или более холодная)
Июнь жаркий, а июль (жарче или более жаркий)
Лето дождливое, а осень (дождливее или более дождливое)
Вечером темно, а ночью (темнее или более темно)
Осенью морозно, а зимой (морознее или более морозно)
Воспитатель: В рассказе говорится, что весна пришла. А каким словом можно заменить слово ПРИШЛА? (наступила, настала)
Про что еще можно сказать: ПРИШЛА, ПРИШЛО, ПРИШЛИ?
Ответы: Пришла осень, пришло лето, пришло время.
Ребята, давайте спросим у Шарика, что ему понравилось на занятии?
Шарик: Мне запомнились ответы детей и их рассказы. Все ребята МОЛОДЦЫ! Пришло время, мне пора уходить. Я приду к себе в Простоквашино и расскажу все своему другу – Матроскину и Дяде Федору.
Воспитатель: У вас, ребята, есть на столе фишки: желтые и синие. У меня две коробочки такого же цвета. Вам надо положить в них только одну фишку. Если вам понравилось, то положите желтую фишку, если занятие по какой – то причине не понравилось, то положите синюю фишку.
(воспитатель проходит по рядам, занятие окончено)
|